Главная -> Новости -> Аналитика -> Объемы розничной торговли сокращаются

Объемы розничной торговли сокращаются

Объемы розничной торговли сокращаются

22 июня 2014

Росстат сообщает, что объем розничной торговли в мае текущего года снизился до 2,1% в годовом выражении с 2,6% в апреле и 4% — в марте. Рост оборота ритейла в первые четыре месяца 2014 года сократился с 3,3% до 3,1%.

Однако эксперты Высшей школы экономики утверждают обратное: во втором квартале уверенность в розничной торговле выросла, а влияние общих экономических факторов на ритейл постепенно идет на спад. В первом квартале сокращение объемов розничной торговли объясняется влиянием внешнеполитических факторов и ослаблением рубля, которые привели к падению на российском рынке спроса на услуги и товары. Актуальными оставались и проблемы потери работы гражданами, занятыми в предприятиях розничной торговли, а также риски, связанные с повышением цен.



Специалисты Высшей школы экономики говорят о том, что во втором квартале эти факторы утрачивают прежнее значение, благодаря чему уверенность в ритейле растет. Главной причиной начала восстановительных процессов стало наступление весенне-летнего сезона. Появление на рынке свежих продуктов питания способствовало снижению их стоимости.

В то же время, непродовольственный сегмент рынка продолжает стагнировать. Темпы роста индекса предпринимательской активности в этом сегменте замедлились до 7%, хотя еще в прошлом квартале этот показатель составлял 11%, а в аналогичном периоде минувшего года — 13%. По информации Росстата, в мае текущего года в структуре оборота розничной торговли непродовольственные товары составляли 52,3%, а пищевые продукты, напитки и табачные изделия — 47,7%.

Наименьшее значение индекса предпринимательской активности зафиксировано в Сибирском федеральном округе — 4%. Наибольший показатель достигнут в Приволжском федеральном округе — сразу 14%, что в два раза больше усредненных данных по стране.

Исходя из того, что рынок непродовольственных товаров находится в стагнации, Высшая школа экономики исключает возможность заметного и продолжительного роста объемов розничной торговли. Потребители неохотно тратят сбережения в связи с сокращением темпов роста располагаемых финансовых доходов граждан, усилением сберегательных настроений, увеличением трудностей при оформлении потребительского кредита и повышением уровня инфляции. Сужение кредитных возможностей клиентов может привести к заморозке продаж непродовольственных товаров.

Хуже обстоят дела с рынком труда в сфере розничной торговли: он полностью прекратил свой рост еще в начале прошлого года. Наблюдается слабый спрос на новых сотрудников на фоне участившихся увольнений. Эксперты считают странным, что такая тенденция сохраняется и в летний сезон: вероятнее всего, в условиях стагнации ритейла предприниматели пытаются оптимизировать расходы своих компаний.

Однако прибыльность предприятий торговли растет. Так, если в первые месяцы текущего года от уменьшения прибыли страдали 35% предприятий розничной торговли, сейчас их доля сократилась до 30%.

Также в начале года было зафиксировано резкое сокращение ассортимента товаров во многих торговых фирмах России. Во втором квартале ситуация несколько исправилась, и ассортимент незначительно расширился.
 
Новостной экономический портал
© Copyriht 2017