Главная -> Новости -> Аналитика -> Клиенты банков все чаще не возвращают потребительские кредиты

Клиенты банков все чаще не возвращают потребительские кредиты

Клиенты банков все чаще не возвращают потребительские кредиты

19 мая 2014

В России весной текущего года был зафиксирован рекордный за последние 3,5 года показатель по невозврату кредитов – 13,3% от общего числа ссуд. Причиной невозврата стала рецессия в российской экономике: многие клиенты просто не могут обслуживать свои долги. Ожидается, что рост задолженности продолжится, так как предпосылки для прекращения экономического спада отсутствуют.

По данным Центробанка, еще в феврале объем невозвращенных кредитов составлял 12,5%. Наибольший уровень просроченной задолженности был отмечен в декабре 2010 года, когда просроченными оставались 14,4% ссуд.



Количество невозвращенных кредитов начало увеличиваться еще летом 2013 года: уже тогда этот показатель составлял 13%. Осенью и зимой рост просроченных выплат по ссудам ускорился в связи с началом рецессии в российской экономике. Реальные доходы граждан сократились, из-за чего некоторые клиенты оказались не в состоянии вернуть банкам долги.

Так, по словам Максима Гладких-Родионова, гендиректора аудиторского агентства «Уверенность», за период с начала нового кризиса доходы россиян уменьшились на 2,4%, при этом на фоне опасений за будущее экономики граждане быстро тратили заработанные деньги для покупки товаров длительного пользования. Эксперт считает, что источники роста доходов у многих граждан отсутствуют, из-за чего ситуация с невозвратом долгов по кредитам только усложнится. Уже сейчас «качественные заемщики» закончились, и банки выдают необеспеченные займы и «плохие» кредиты.

Михаил Кузьмин, сотрудник аналитического агентства «Инвесткафе», акцентирует внимание на продолжающемся снижении темпов роста розничного кредитования. По его информации, в первом квартале текущего года розничный портфель увеличился на 2,7%, в то время как за аналогичный период в прошлом году уровень роста составлял 4,7%. Одновременно возрастают объемы просроченной задолженности: в начале года этот показатель находился на отметке 4,42%, а уже в начале апреля – 4,87%.

Кроме макроэкономических факторов, причиной невозврата задолженностей по кредитам стало неосмотрительное отношение банков к заемщикам. Бум потребительского кредитования уже прошел, а многие банки до сих пор выдают ссуды по упрощенной схеме, требуя минимальный пакет документов. Однако многие банки постепенно меняют сложившуюся традицию, и тщательнее проверяют кредитную историю своих клиентов.

Сами заемщики с началом кризиса стали ответственнее относиться к переплате за товар, и все чаще отказываются от моментальных кредитов ради того, чтобы «жить по средствам». Сергей Еременко, финансовый аналитик компании Lionstone Investment Services Ltd, считает, что именно этот фактор привел к снижению количества выдаваемых кредитов и росту просрочки по существующим ссудам. Раньше эти тенденции оставались незаметными на фоне непрекращающегося роста кредитных портфелей – такого мнения придерживается эксперт.

Если падение экономических показателей продолжится, сфера потребительского кредитования в России и дальше будет сокращаться. Ожидается, что банки существенно ужесточат условия предоставления кредитов, а требования к клиентам существенно повысятся. В то же время, часть потребителей, оформивших ссуды в период до кризиса, столкнутся с проблемой закредитованности, и окажутся в долгах.
 
Новостной экономический портал
© Copyriht 2017